Модные Слова » Образование и наука » Диалектика - что значит?

   
 

Диалектика - что значит?

0 Диалектика что значит?Диалектика что значит?Достаточно часто мы сталкиваемся в своей повседневной жизни с довольно сложными понятиями, смысл которых не совсем ясен для неподготовленного человека. Поэтому нет ничего удивительного, что многие при встрече с незнакомыми выражениями и терминами хватаются за голову, и начинают активно искать ответы во всемирной паутине. Именно для этой цели мы создали весьма популярный ныне интернет-словарь, где собрали расшифровки самых распространённых и не очень словечек. Обязательно добавьте этот ресурс модные-слова.рф к себе в закладки, чтобы не пропустить полезной инфы. Сегодня мы поговорим об сложном слове, это Диалектика, что значит вы можете узнать немного ниже.
Однако, перед тем, как продолжить, я хотел бы указать на ещё пару другую весьма любопытных публикаций по тематике наука и образование. Например, что значит Анахронизм, что такое Генезис, как понять слово Амикошонство, что означает Летопись и т. п.
Итак, продолжим, что значит Диалектика? Этот термин был заимствован из греческого языка "διαλεκτική" (диалектика), далее заимствован из "διάλεκτος", что можно перевести, как "наречие", "говор", который в свою очередь происходит из "διαλέγομαι" "беседовать", "разговаривать".

Диалектика, также известная, как диалектический метод, находится в основе дискурса между двумя или более людьми, которые придерживаются разных точек зрения о предмете, но желают установить истину с помощью аргументированных споров

Диалектика напоминает дебаты, но оставляет за "бортом" субъективные элементы, такие как эмоциональная привлекательность и современная риторика. Это может быть противопоставлено дидактическому методу, где одна сторона беседы учит другую. Диалектика, так же может считаться младшей логикой, в отличие от основной логики или критики.

Диалектика - это научный метод познания окружающего мира / общества, путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, в итоге приводящих к резкому переходу из одного состояния / качества в другое

Внутри гегельянства, диалектика приобретает специализированное значение противоречия идей, которые служат определяющим фактором их взаимодействия. Она включает три этапа развития: тезис, приводящий к пониманию; антитеза, которая противоречит или отрицает тезис; и тонкая грань между ними решается посредством синтеза.

Диалектический материализм, построенный в основном Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, адаптировал гегелевскую диалектику к традиционному материализму.

Диалектика имеет тенденцию подразумевать процесс эволюции и, следовательно, естественно не вписывается в формальную логику. Это особенно заметно в гегелевской и даже более марксистской диалектике, которая может опираться на эволюцию идей в реальном мире. Диалектическая логика пытается решить эту проблему.

Западные диалектические формы


В классической философии диалектика (διαλεκτική) - это форма рассуждений, основанная на диалоге аргументов и контр-аргументов, пропаганда предложений (тезисов) и контрпозиций (антитез). Результатом такой диалектики может быть опровержение соответствующего предложения или синтеза либо сочетание противоположных утверждений, а так же качественное улучшение диалога.

Более того, термин «диалектика» во многом обязан престижу своей роли в философии Сократа и Платона в греческий классический период (5-4 вв. до н. э.). Аристотель сказал, что это был досократический философ Зенона Элеа, который изобрёл диалектику, а диалоги Платона - примеры сократического диалектического метода.

Однако, по словам Канта, древние греки использовали слово «диалектика», чтобы обозначить логику ложного внешнего вида или подобия. Для Древних это было не что иное, как логика иллюзии. Это было софистическое искусство выказывать своё невежество, даже к намеренным трюкам, внешнему проявлению истины, подражая тщательному и точному методу, который всегда требует логика, и использовать свою тему в качестве вместилища для каждого пустого утверждения.

Сократический метод


Сократические диалоги - это особая форма диалектики, известная как метод "elenchus" (буквально «опровержение, проверка»), в результате чего исследуются логические последствия конкретного утверждения, и обнаруживается противоречия. Метод в значительной степени двусмысленный, поскольку ложная убеждённость может привести к дальнейшему поиску истины, а обнаружение ошибки не является доказательством антитезы. Например, противоречие в последствиях определения благочестия не даёт правильного определения. Главной целью Сократовой деятельности может быть тренировка разума собеседников, освобождение их от ошибок и привитие им исследовательского духа.

В общих случаях Сократ использовал энтимемы (любое умозаключение), как основу своего аргумента.

В Горгиях Платона, диалектика происходит между Сократом, Софистом Горгиасом и двумя мужчинами - Полюсом и Калликлами. Поскольку конечной целью Сократа было достижение истинного знания, он даже хотел изменить свои собственные взгляды, чтобы достичь истины. Основной целью диалектики в этом случае было установление точного определения предмета (в данном случае, риторики), а также использование аргументации и допроса, чтобы сделать предмет спора более точным. В Горгиасе Сократ достигает правды, задавая ряд вопросов и, в свою очередь, получает короткие, ясные ответы.

Существует другая интерпретация диалектики, Саймон Блэкберн пишет, что диалектика в этом смысле используется для понимания «полного процесса просветления, посредством которого философ воспитывается, чтобы достичь знания о высшем благе, форме добра».

Аристотель


Аристотель подчёркивает, что риторика тесно связана с диалектикой. Он предлагает несколько формул, описывающих эту близость между двумя дисциплинами. Риторика считается «аналогом» (антистрофос) диалектике; его также называют «разрастанием» диалектики и изучением характера. Наконец, Аристотель говорит, что риторика является частью диалектики и напоминает её.
Говоря, что риторика является аналогом диалектики, Аристотель, очевидно, ссылается на Платоновских Горгий (диалог Платона о риторике. Назван по имени софиста Горгия), где риторика иронически определяется, как аналог кулинарии в душе. Поскольку в этом отрывке Платон использует слово «антистроф» для обозначения аналогии, вполне вероятно, что Аристотель тоже хочет выразить свою аналогию. Диалектика для (частной или академической) практики нападения и поддержания аргумента, риторика - для (общественной) практики защиты себя или обвинения противника. Аналогия с диалектикой имеет важные последствия для статуса риторики. Платон утверждал в своих Горгиах, что риторика не может быть искусством, поскольку она не связана с определённым предметом, в то время как реальные искусства определяются их конкретными предметами. Например, медицина или ботинки определяются их продуктами, то есть здоровьем и обувью.

Средневековая философия


Логика, которую можно было считать диалектикой, была одним из трёх либеральных искусств, преподаваемых в средневековых университетах как часть тривиума; другие предметы были риторикой и грамматикой.

Основанный главным образом на Аристотеле, первым средневековым философом для работы над диалектикой был Боэций (480-524). После него многие схоластические философы также использовали диалектику в своих произведениях, таких как Абеляр, Уильям Шервуд, Гарландус Компотиста, Уолтер Берли, Роджер Суинеш, Уильям Оккем, и Фома Аквинский.

Эта диалектика (quaestio dissata) была сформирована следующим образом:

  • Вопрос должен быть определён («спрашивается, ...»);
  • Провиденциальный ответ на вопрос («И кажется, что ...»)
  • Основные аргументы в пользу консультативного ответа;
  • Аргумент против условного ответа, традиционно единственный аргумент от власти («Напротив ...»);
  • Определение вопроса после взвешивания доказательств («Я отвечаю на это ...»);
  • Ответы на каждое из первоначальных возражений. («К первому, ко второму и т. д., Я отвечаю на это ...»)

Современная философия


Концепция диалектики получила новую жизнь благодаря Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю (после Иоганна Готтлиба Фихте), диалектически синтетическая модель природы и истории сделавшая его, фундаментальным аспектом природы реальности. В середине 19 века понятие «диалектика» было вновь открыто Карлом Марксом (см., например, «Капитал» , опубликованный в 1867 году) и Фридрихом Энгельсом, и переориентировалось динамичным, неидеалистическим образом. Это также станет важной частью более поздних представлений о марксизме, как философии диалектического материализма. Эти представления часто резко контрастировали и привели к энергичным дебатам среди разных марксистских группировок, заставив некоторых видных марксистов полностью отказаться от идеи диалектики.

Критика


Карл Поппер неоднократно делал нападки на диалектику. В 1937 году он написал и выступил с докладом «Что такое диалектика?», в котором он обрушился на диалектический метод, в частности на её готовность «мириться с противоречиями». Поппер закончил эссе словами: «Все развитие диалектики должно быть предупреждением об опасностях, присущих философскому строительству системы. Напомним, что философия не должна становиться основой для какой-либо научной системы, и что философы должны быть гораздо скромнее в своих притязаниях. Одна из задач, которую они могут выполнить - это изучение критических методов науки».

В главе 12 тома 2 «Открытое общество и его враги» (1944, 5-й рев., 1966) Поппер напал на гегелевскую диалектику, в которой он утверждал, что идеи Гегеля (несправедливы, по мнению некоторых философов, таких как Уолтер Кауфманн) в какой-то степени отвечали за подъём фашизма в Европе, поощряя и оправдывая иррационализм. В разделе 17 своих «добавлений» 1961 года к «Открытому обществу», озаглавленному «Факты, стандарты и правда: дальнейшая критика релятивизма», Поппер отказался смягчить свою критику гегелевской диалектики, утверждая, что он «сыграл важную роль в крушение либерального движения в Германии,... способствуя историзму и идентификации могущества и права, поощряющего тоталитарные способы мышления... и в конечном итоге снизило традиционные стандарты интеллектуальной ответственности и честности».

Философ от науки и физик Марио Бунге неоднократно критиковал гегельянскую и марксистскую диалектику, называя их «нечёткими и отдалёнными от науки» и «катастрофическим наследием», добавляя: «Так называемые законы диалектики, такие как сформулированные Энгельсом (1940, 1954) и Лениным (1947, 1981), являются ложными, поскольку они понятны».

Формализм


В последние несколько десятилетий европейские и американские логики пытались предоставить математические основы для диалектической логики или аргументов. Были доформальные и частично формальные трактаты о аргументах и диалектике от таких авторов, как Стивен Тулмин («Использование аргумента»), Николас Ресчер («Диалектика»), и ван Эмерен и Гроотендорст (прагма-диалектика). Сюда можно включать сообщества неформальной логики и паранепротиворечивой логики. Однако, основываясь на теориях допустимых рассуждений, были построены системы, которые определяют правильность аргументов, правила, регулирующие процесс введения аргументов, основанных на фиксированных предположениях, и правила для переноса бремени. Многие из этих логик появляются в специальной области искусственного интеллекта и права, хотя интерес компьютерных учёных к формализации диалектики происходит из желания построить поддержку принятия решений и поддерживаемые компьютером совместные рабочие системы.

Прочтя эту познавательную статью, вы узнали что значит Диалектика, и возможно почерпнули зерно истины изучив эти строки. Текст довольно сложный для понимания, а вы что, хотели, чтобы вам функционирование ядерного реактора показали на тычинках и пестиках?
Ключевые метки: в жизни

Категория: Образование и наука

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Поставьте галочку, если вы не робот: *