Модные Слова » Фразеологизмы » Либо полон двор, либо с корнем вон - это?

   
 

Либо полон двор, либо с корнем вон - это?

0 Либо полон двор, либо с корнем вон - что значит?Либо полон двор, либо с корнем вон - что значит?Пословица «Либо полон двор, либо с корнем вон» — это яркое народное выражение, отражающее крайности в социальной и экономической жизни людей, особенно крестьян в России. Суть этой поговорки заключается в противопоставлении двух крайностей: полного достатка, благосостояния, и бедности, доводящей до выживания. Человек либо живет в богатстве, либо оказывается в ситуации, когда у него нет даже самого необходимого, вплоть до «корня», то есть основы жизни. Пословица напрямую затрагивает тему неравенства, социальной несправедливости, а также жёстких условий существования крестьянства в России в эпоху феодализма.


### 1. **Происхождение пословицы и её связь с крестьянской жизнью**


Пословица «Либо полон двор, либо с корнем вон» возникла в крестьянской среде, где условия жизни людей зависели от того, как распределялись материальные блага. Во времена феодализма крестьяне часто страдали от нищеты, работая на земле своего хозяина — помещика или барина, и получая лишь малую часть плодов своего труда. Само выражение отражает не только жестокие реалии сельского труда, но и социальное разделение между богатыми и бедными.

  • - **«Полон двор»** — это метафора богатства и процветания. Двор, в крестьянской среде, символизировал не только дом, но и достаток. У человека с полным двором есть всё: земля, имущество, еда, работники. В старину хозяин, у которого был полный двор, часто ассоциировался с обеспеченным человеком, который владеет большим количеством земли, скота, а также имеет достаток и влияние.


  • - **«С корнем вон»** — выражение, которое указывает на крайнюю степень бедности. Человек, «с корнем вон», лишен всего, что может быть связано с землей или домом. У него нет даже основы жизни — «корня», и в буквальном смысле это означает, что у него нет ни земли, ни средств существования. Это было характерно для крестьян, которые часто теряли свои наделы, становясь безземельными и лишёнными поддержки.



### 2. **Противопоставление богатства и бедности**


Пословица иллюстрирует два крайних положения в жизни человека, которые, несмотря на свою полярность, являются неотъемлемыми частями социальной реальности. С одной стороны, это мир богачей, купцов, дворян, бояр, с другой — мир крестьян, для которых жизнь часто сводится к тяжкому труду, бедности и бесправию.

  • - **Полный двор** — символ богатства и достатка, который ассоциируется с владельцами земли и капитала, людьми, живущими за счет труда других. Эти люди могут позволить себе роскошь, власть, и на их фоне крестьяне кажутся совершенно обездоленными. Богатые купцы, дворяне, барины всегда имели больше возможностей, доступа к богатствам, а их жизнь была наполнена комфортом и покоем.


  • - **С корнем вон** — это олицетворение бедности и утраты всего. Для крестьян и бедняков потеря «корня» означала не просто утрату земли, но и самого смысла существования. В крестьянской культуре земля считалась основой жизни. Потеря земли, корня, означала полное разорение, и человек становился беспомощным, обречённым на выживание.


### 3. **Крестьянская жизнь и социальное неравенство**


Пословица идеально иллюстрирует социальное неравенство и экономическую пропасть, которая существовала между различными слоями населения. В России до реформы 1861 года, крестьяне находились в зависимости от помещиков, а их жизнь была тяжелой и лишённой права на независимость. Они не имели возможности распоряжаться собственной судьбой и часто подвергались социальным и экономическим ущемлениям.

  • - **Экономическая эксплуатация**: Земельные наделы крестьян были часто малы и не могли обеспечить достойное существование. Мало того, крестьяне обрабатывали землю, которая принадлежала помещикам, и большую часть своих трудов отдавали в виде налогов, оброка и барщины.


  • - **Социальная подчиненность**: Крестьяне не имели практически никаких прав и жили под гнётом помещика, который решал их судьбу. Будь то в плане распределения земли, налогообложения или других общественных отношений, крестьянин был зависим от воли барина.


  • - **Отсутствие социальных лифтов**: В крестьянской среде не было реальной возможности для изменения своего социального положения. Люди, рожденные в бедности, часто умирали в нищете, не имея шансов на улучшение своей судьбы.


### 4. **Богатые и бедные: контраст жизни**


Пословица также является прямым контрастом жизни бедных и богатых. Это напоминает, что в древнерусском обществе существовала огромная пропасть между крестьянами и дворянами, купцами и помещиками, и часто человек или был частью богатой элиты, или бедным крестьянином, трудившимся на земле. Этот контраст выражался не только в материальном состоянии, но и в правах, уровне жизни, образовании и доступе к власти.

Богатые в то время могли позволить себе всё: образование, путешествия, лучшие условия для жизни. Они могли распоряжаться землями, а их жизнь была спокойной, часто даже вольною. С другой стороны, крестьянин был прикован к земле и обязан был работать на своего хозяина, зарабатывая лишь достаточно для выживания.

  • - **Крестьяне и барин**: В глазах помещиков крестьяне были лишь рабочими руками, чьи страдания не вызывали особого сострадания. Крестьяне же, в свою очередь, могли лишь мечтать о более легкой жизни, мечтать о богатстве и возможностях, которые были доступны тем, кто «полон двора».

  • - **Социальные стереотипы**: Богатые часто воспринимались как те, кто заслуженно наслаждается плодами труда других, в то время как бедные были обречены на тяжкий труд, не имея возможности вырваться из нищеты. В народной культуре богатство часто ассоциировалось с жестокостью и несправедливостью, а бедность с мужеством и стойкостью.


### 5. **Мифологический и символический контекст пословицы**


В крестьянском мире земля и «корень» были не просто средствами для существования, но и символами связи с природой, с родом и традициями. Земля была чем-то, что давало жизнь и питало. Потеря земли означала потерю связи с природой, с родом и с собственным предназначением. Это был бы тяжелейший удар для любого крестьянина.

«Полон двор» также имел свой символизм. Двор, наполненный людьми и скотом, был признаком силы и благосостояния. Это был не просто дом, а целый экономический центр, на основе которого держалась жизнь семьи. Он был связан с сельским трудом, урожаем и возможностями для будущих поколений. В отличие от «с корнем вон», который символизировал потерю, исчезновение, разрушение.


### 6. **Заключение: пословица как выражение социальной борьбы**


Пословица «Либо полон двор, либо с корнем вон» является ярким выражением социального контраста, который существовал в традиционном крестьянском обществе. Она напоминает о неравенстве и бедности, с которой сталкивались крестьянские семьи, и о том, как велика была пропасть между богатым помещиком и бедным крестьянином. Несмотря на то, что пословица отражает реалии прошлого, она продолжает оставаться актуальной в обсуждениях социальной справедливости и неравенства.

Категория: Фразеологизмы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Поставьте галочку, если вы не робот: *