Модные Слова » Фразеологизмы » Было времечко, ела кума семечко, а теперь и толкут, да не дают - это?

   
 

Было времечко, ела кума семечко, а теперь и толкут, да не дают - это?

0 Было времечко, ела кума семечко, а теперь и толкут, да не дают - что значит?Было времечко, ела кума семечко, а теперь и толкут, да не дают - что значит?Пословица **«Было времечко, ела кума семечко, а теперь и толкут, да не дают»** раскрывает особенности жизни в российской деревне прошлых времён, обращая внимание на перемену материального положения бедных слоёв общества. Она представляет собой ироничное высказывание о бедности, ухудшении условий жизни и зависимости от чужой помощи.  


### **Толкование пословицы**


На первый взгляд, пословица рассказывает о куме (женщине), которая в прошлом имела пусть скромную, но доступную пищу. Сейчас же её положение ухудшилось настолько, что она не может получить даже более дешёвую и доступную еду.


   #### **Основные смысловые слои:**

  • 1. **Ухудшение жизненных условий**  
   Раньше, несмотря на скудный рацион, еда была доступной. Сегодня кума оказалась в такой бедности, что не может получить даже самое дешёвое пропитание.  


  • 2. **Социальная несправедливость**  
   Пословица подчёркивает зависимость бедных от милости других. «Толкут, да не дают» указывает на тех, кто имеет ресурсы, но не делится с нуждающимися, даже если излишки пропадают.  


  • 3. **Ирония судьбы**  
   Пословица несёт оттенок грустной иронии: когда-то простая еда была доступна, но теперь даже малое стало роскошью.  



### **Кто такая кума?**


Кума — это крестная мать по отношению к крестному отцу и родителям крестника. Кум и кума выбираются для участия в обряде крещения, становясь духовными наставниками ребёнка.  

  • - **Роль кумов**  
  В деревенском обществе XIX века кумовья играли важную роль. Их выбирали из числа близких друзей или родственников. Они участвовали не только в духовной жизни семьи, но и оказывали помощь в трудных ситуациях.  


  • - **Почему в пословице упоминается кума?**
  Кума часто выступала символом простой женщины из народа (Та не кума, что под кумом не была). В данном контексте это собирательный образ крестьянки, вынужденной бороться за выживание.  


### **Семечки и толчёное зерно: значение в крестьянской культуре**


  • 1. **Семечки как еда бедных**  
   Семена подсолнечника были одной из самых доступных форм пищи для крестьян. Их употребляли в сыром или жареном виде, использовали для добычи масла.  


  • 2. **Толчёное зерно**  
   «Толкут» в пословице относится к переработке зерна для получения муки. Эта работа была трудоёмкой и часто выполнялась вручную. Однако переработанное зерно считалось пищей низкого качества, которая шла в первую очередь на корм скоту или для беднейших крестьян. В то время, как сейчас цельнозерновая мука считается, чуть ли не деликатесом, поскольку мы все в пищу употребляем отбеленную, по сути, травленную химией муку.   


#### **Жизнь в российской деревне XIX века**


  • 1. **Скудный рацион**  
   Крестьяне питались простой и дешёвой пищей: кашами, хлебом, овощами, а мясо или молочные продукты появлялись на столе лишь в праздники.  


  • 2. **Зависимость от урожая**  
   Урожай определял, чем будет питаться семья. В неурожайные годы люди голодали, и даже такая простая еда, как семечки или толчёное зерно, становилась роскошью.  


  • 3. **Социальная неравномерность**  
   Несмотря на тяжёлый труд крестьян, большая часть произведённых ими продуктов уходила помещикам или на продажу. Простые люди часто оставались без достаточного пропитания.  


### **Ирония и горечь пословицы**


Пословица выражает горькую иронию над судьбой бедного человека. Ситуация, когда даже минимальная пища становится недоступной, поднимает темы:

  • 1. **Беспомощность перед судьбой**  
   Человек не всегда может изменить своё положение, даже прикладывая большие усилия.  


  • 2. **Утрата поддержки**  
   Крестьяне зависели от взаимопомощи, но со временем чувство общности слабело, и те, кто когда-то помогал, отказывали в поддержке.  


  • 3. **Обеднение ценностей**  
   Пословица подчеркивает, что бедность — это не только материальная проблема, но и утрата человеческой солидарности.  


### **Аналогии в народной мудрости**


- **«Ни кола, ни двора»** — о крайней бедности.
 
- **«Не до жиру, быть бы живу»** — о вынужденном смирении с бедностью.
 

### **Современное значение пословицы**


В наши дни пословица **«Было времечко, ела кума семечко, а теперь и толкут, да не дают»** напоминает об опасности социальной несправедливости и разрыва между богатыми и бедными. Она подчёркивает:

  • 1. **Ценность взаимопомощи**  
   Люди, которые поддерживали друг друга в трудные времена, выживали, несмотря на бедность.  


  • 2. **Неравенство**  
   Даже в современных обществах проблема доступности еды остаётся актуальной для беднейших слоёв населения.  


  • 3. **Бережное отношение к ресурсам**  
   Пословица учит ценить то, что имеешь, и быть благодарным за малое.  


### **Заключение**


Пословица **«Было времечко, ела кума семечко, а теперь и толкут, да не дают»** — это ироничное напоминание о тяжёлой жизни бедных слоёв общества, которые часто зависели от милости окружающих. Она поднимает вопросы социальной справедливости, перемен в материальном положении и утраты человеческой солидарности.  

Этот народный афоризм остаётся актуальным, напоминая нам о важности взаимопомощи и бережного отношения к ресурсам даже в условиях изобилия.

Категория: Фразеологизмы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Поставьте галочку, если вы не робот: *